Разработка новых методологий и совершенствование существующих подходов для улучшения качества образования является необходимым залогом обеспечения международного лидерства российской системы образования, показывающей уверенный рост по данным международных мониторингов и являющейся примером для многих других стран.
Для повышения общего качества образования в основной школе, уже на этапе обучения в начальной школе требуется не только оценка уровня освоения учащимися учебно-предметных компетенций, необходимо также предпринимать действия по повышению уровня тех учеников, которые в силу ряда причин отстают от сверстников. Отставание не всегда можно зафиксировать методами внутриклассного итогового оценивания. Более того, данные исследований российских экспертов демонстрируют тенденцию, при которой отстающий ученик какое-то время может получать достаточно высокие баллы. Отставание в течение длительного времени приводит к тому, что учащиеся плохо воспринимают новый, более сложный материал. Недостаточное глубокое усвоение материала имеет тенденцию накапливаться и усугубляться. Это приводит к тому, что по мере перехода в основную и старшую школу общий уровень учебных достижений учащихся снижается. Данная проблема является одной из наиболее значимых практических проблем современного образования в начальной школе.
Решение проблемы по улучшению образовательных результатов в школе по математике может осуществляться через применение новых подходов в педагогических практиках, которые не подразумевают значительной дополнительной нагрузки сверх применяемой учебной программы.
В предыдущих циклах реализации Программы был разработан и локализован в нескольких странах диагностический инструмент для школьников SAM (Student Achievement Monitoring). Методология SAM позволяет определять уровни освоения учебного материала учащихся на разных этапах школьного обучения. Разработанный инструмент диагностики учебно-предметных компетенций SAM прошел международную экспертизу, подтвердившую его высокое качество и надежность. Инструмент прошел локализацию в шести языках и применяется в странах-партнерах Программы.
Методология SAM предлагает конкретную практическую помощь учителям, работающим над улучшением учебно-предметных компетенций учеников, в том числе проведение интервенций, направленных на освоение учащимися более высоких уровней компетенций в рамках прохождения школьной программы по предметам математика и русский язык.
В рамках проекта будут разработаны экспериментальные учебно-методические комплексы (УМК) компенсирующего обучения по математике и русскому языку для учителей средних классов, опирающиеся в своей работе на методологию трехуровневой оценки качества образования. Будет проведена работа по обучению учителей и сделаны исследования качества образования.