Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет он в мегаполисе или в глухой деревне. Но исследование Александры Гетман и Ксении Адамович показало, что «великий уравнитель» работает не всегда. Они проанализировали, как 85 регионов России пережили пандемию, и выяснили, что массовый переход на онлайн-образование только усилил образовательное неравенство.
Главные проблемы были связаны с доступом к цифровым ресурсам. У многих семей не было необходимых устройств и интернет-соединения, а там, где детей несколько, приходилось делить один компьютер на всех. В результате в некоторых регионах даже на пике локдауна онлайн смогли учиться менее 0,1% школьников.
Экономически развитые регионы с преобладанием городского населения оказались в лучшем положении. Доступность ресурсов напрямую отразилась на числе учеников в онлайне, во время пандемии оно выросло в 3,5 раза. В то же время, в бедных и удаленных от центра районах на онлайн-обучение перешли считанные единицы.
Тяжелее всего пришлось ребятам из Сибири, Дальнего Востока, Дагестана и Тывы. Там много маленьких поселений с плохой инфраструктурой. Чтобы попасть на урок, нужно сначала справиться с неустойчивым интернетом, а потом разобраться со сложной онлайн-платформой. К тому же, компьютерная грамотность у сельских детей часто ниже, чем у городских.
И все же эксперты не теряют оптимизма: они верят, что онлайн-обучение может стать реальным оружием в борьбе с образовательным неравенством. Для этого школьникам из отстающих регионов понадобятся особые ресурсы и программы, созданные специально под их нужды и условия жизни. Только так можно будет преодолеть цифровой разрыв и сделать качественное образование по-настоящему доступным для всех.
Современные образовательные стандарты требуют от учителей применения эффективных педагогических технологий, которые обеспечивают достижение высоких результатов…
Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…
Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…
Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…
Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…
Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…