Принятая в 1974 году «Рекомендация об образовании 1974» ООН, принятая в духе международного взаимопонимания, о сотрудничестве в области прав человека и основных свобод считается знаковым правовым документом, который продвигает международное взаимопонимание, права человека, основные свободы.
Задолго до того, как были приняты понятия воспитания глобальной гражданственности (ВГГ) и образования в интересах устойчивого развития (ОУР), «Рекомендация об образовании 1974». призвала государства-члены обеспечить, чтобы их политика в области образования основывалась на глобальной перспективе и приверженности международной солидарности. Сегодня цели Рекомендации тесно связаны с задачами 4.7, 12.8, 13.3 и 16 Повестки ЦУР на период до 2030 г., которые способствуют развитию ОУР.
С 1974 года перед обществом встали новые глобальные вызовы. К ним относятся изменение климата, инфекционные заболевания, пандемии, быстрое распространение идеологий ненависти и насилия, неустойчивые модели потребления и производства, системный расизм, сохраняющееся неравенство.
Со значительным расширением количества исследований в области образования и внедрением инноваций связаны более быстрые темпы развития сферы образования. Ответы систем образования на социальные вызовы становятся все более доказательными, всесторонними и межсекторальными, требующими сотрудничества между обществами и за пределами традиционных границ (территориальных и культурных).
Пересмотр Рекомендации представляет собой уникальную возможность возродить и обновить глобальный консенсус в отношении роли образования — во всех его формах — для подготовки учащихся всех возрастов и будущих поколений к противостоянию будущим потрясениям и формированию более справедливого, устойчивого, здорового и мирного будущего.
Цели пересмотра «Рекомендации об образовании 1974»:
- обеспечить, чтобы документ — его структура и техническое руководство — соответствовал заявленным целям и могли лучше вдохновлять на разработку соответствующей политики.
- укрепить решимость государств-членов выполнять руководящие принципы, содержащиеся в Рекомендации и отраженные в Повестке ЦУР до 2030 г.
Процедура работы над пересмотром включает следующие этапы:
- Подготовка: обзор соответствующих документов, доказательств и исследований. [с декабря 2021 г. по январь 2022 г.]
- Технические консультации с ООН и другими глобальными, региональными и многосторонними партнерами, донорами, организациями гражданского общества, профессиональными сетями (включая педагогов), национальными техническими экспертами, а также с молодежью, по мере необходимости. На этом этапе в марте 2022 г. будет создана международная экспертная группа, состоящая из экспертов, назначенных Генеральным секретарем в личном качестве, чтобы помочь предложить первоначальные поправки к «Рекомендации об образовании 1974».
- Эти первоначальные консультации будут способствовать подготовке первого проекта пересмотренной Рекомендации. [март – май 2022 г.]
- Официальные консультации с государствами-членами.
- Впоследствии ЮНЕСКО созовет Специальный комитет для рассмотрения второго проекта. Будет проведено достаточное количество межправительственных консультаций по тексту пересмотренной Рекомендации, прежде чем он будет представлен на утверждение Генеральной конференции. [Сентябрь 2022 г. – до предполагаемого принятия в 2023 г.]
Пересмотр «Рекомендации об образовании 1974» происходит при участии правительственных организаций и организаций гражданского общества. Сбор мнений и обсуждения проходят в режиме онлайн. В марте 2022 г в рамках проекта эксперты Центра заполнили большой опросник, предоставив данные об интеграции вопросов устойчивого развития в образовательные программы в средней школе в России.