Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
В исследовании PIRLS в 2021 году приняли участие учащиеся из 57 стран и 8 территорий, среди которых 43 страны, в том числе и Россия, проводили тестирование в конце 4 класса в 2021 году или на год позже, в 2022 году, а остальные в начале 5 класса.
Россия в исследовании 2021 года была представлена 5217 выпускниками начальной школы из 204 общеобразовательных организаций 43 регионов страны. Россию также представляли московские школьники, независимая выборка которых составила 5745 учащихся из 174 общеобразовательных организаций.
В исследовании PIRLS в 2021 году был осуществлен переход на чтение текстов в цифровом формате. Осуществили переход на новый электронный формат чтения только 25 стран, среди которых и России.
С полным отчетом по результатам исследования и выводами, сделанными на его основе, можно ознакомиться на сайте оператора исследования PIRLS в России, Центром оценки качества образования при Институте стратегии образования Министерства просвещения Российской Федерации.
Материал заметки также подготовлен с использованием текстов и информации Центра оценки качества образования.