Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Организации Экономического Сотрудничества и Развития Programme for International Student Assessment (PISA) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?». Исследование проводится каждые три года, начиная с 2000 г. В исследовании 2015 года основное внимание уделялось естественнонаучной грамотности и выявлению тенденций развития естественнонаучного образования в мире за последние годы.
В международном исследовании PISA Россия принимает участие с самого первого цикла и с тех пор ни разу не отказывалась от участия (РФ приняла участие в циклах 2003 г, 2006 г., 2009 г., 2012 и 2015 гг.). Это дает полную и стабильную картину динамики изменений в уровне компетенций 15 летних учащихся. Данное исследование проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Выборка в PISA-2015 включила 6036 российских учащихся 15-летнего возраста из 210 образовательных организаций 42 регионов России.
В 2000 г. из всех 43 стран, принявших участие в мониторинге, РФ оказалась на 41м месте, набрав 462 балла. В 2003 г., когда фокус исследования был на математической грамотности, в общем рейтинге из 41й страны РФ оказалась на 35м месте. В 2006 г. Россия заняла 36 место из 58 стран, принявших участие. Средний балл РФ немного улучшился и составил 479 баллов. В 2009 году результаты РФ в PISA ухудшились.
Участие Российской Федерации в PISA-2012 было гораздо успешнее, чем в предыдущих циклах. Улучшились не только показатели в общем рейтинге, но также существенно увеличилось количество учеников, находящихся на уровне, отражающем навык применять полученные знания на практике, а также на уровне «элитном» – 5м и 6м. По этому показателю РФ опережает среднюю величину по всем странам.
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
– по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились.
«Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место», – прокомментировал полученный результат руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Подготовлено по материалам Центра оценки качества Российской академии образования
Новости
- Российский эксперты нашли «рецепт» качеству онлайн-образования 17.05.2024
- Инструменты оценивания уровня сформированности у учащихся компетенций 4К 05.05.2024
- Рособрнадзор: с 1 сентября будут проводиться только четыре мероприятия по оценке качества образования 01.05.2024
- Оценка качества образования: советы экспертов часть 3 20.04.2024
- Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство 12.04.2024
- Высшая Школа Экономики и Skillbox анонсировали проект стандартизации оценки качества онлайн-образования в России 07.04.2024
- Развитие критического мышления у детей: роль родителей и воспитателей в его развитии 01.04.2024
- Участие экспертов Центра в Региональном форуме по устойчивому развитию для региона ЕЭК ООН 15.03.2024
- Навыки, необходимые для жизни в 21 веке. Введение 15.03.2024
- «Это чаще всего очередной приступ пиара». Создатель ЕГЭ — о народной нелюбви к экзамену 15.03.2024