В ноябре Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ провел исследование существующих практик профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в области использования современных технологий обучения и воспитания учащихся с рисками школьной неуспешности. На межрегиональной научно-практической конференции его результаты представили аналитик Центра Надежда Бысик и стажер Центра Роман Звягинцев.
Исследование проводилось в виде анкетирования учителей общеобразовательных школ (683 педагога), интервьюирования директоров (30 интервью) и фокус-групп учителей (16 фокус-групп).
Основные, выявленные авторами исследования, дефициты педагогов в области профессионального развития – слабое знание, владение и применение педагогических технологий работы с учащимися с риском образовательной неуспешности и преобладание традиционных практик работы. Хотя нельзя не отметить, что благодаря системной работе по внедрению нового ФГОС и инклюзии большинство опрошенных сказали, что владеют знаниями и умениями работы с детьми с ОВЗ.
При ответе на открытый вопрос об известных им технологиях участники исследования чаще всего называли смысловое чтение, ТРИЗ, развитие критического мышления, а также педагогику сотрудничества и дифференцированное обучение.
«В ходе исследования мы выявили многочисленные запросы учителей школ на повышение профессиональной квалификации в области работы с группами слабо успевающих учащихся с низкой учебной мотивацией и девиантным поведением. Эти вопросы традиционной системой повышения квалификации практически не решаются.», отметила Надежда Викторовна Бысик, аналитик Центра социально-экономического развития школы.
Исследователи определили основные препятствия на пути к расширению арсенала используемых педагогических практик работы с детьми с риском образовательной неуспешности. Помимо внешних причин (большая учебная нагрузка, многочисленная отчетность, слабый интернет), это и причины, связанные с нежеланием педагогов изменять устоявшиеся рутинные модели преподавания и взаимодействия с неуспешными детьми.
Организаторы конференции не только рассказали об исследовании, но и познакомили педагогов, руководителей школ, специалистов системы повышения квалификации, научных работников и представителей вузов с самыми современными технологиями, позволяющими учителю эффективно работать с разными категориями учащихся.
Были представлены медиация, наставничество, тьюторство, формирующее оценивание, обучение русскому языку как неродному, развитие критического мышления, кураторская методика, коучинг, коллективное планирование и анализ уроков, проектирование в информационных средах и многое другое.
Видеозаписи выступлений будут в ближайшее время размещены на YouTube-канале «Эффективная школа».
Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…
Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…
Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…
Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…
Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…
Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…