Специалисты Института образования ВШЭ выявили различия в региональных системах школьного образования, которые необходимо учитывать при реализации национального проекта.

Различия в характеристиках развития школьного образования в России между регионами России далеко не всегда объясняются «естественными» причинами, связанными с различием демографических и социально-экономических условий регионов.  Причиной наблюдаемых различий часто становятся не социально-экономические условия, а реализуемые в регионах стратегии развития школьной инфраструктуры.  Территориальные диспропорции между регионами наглядно проявились в доле школьных зданий, требующих капремонта. В среднем по России таковых не более 13%, однако в нескольких регионах таких школьных зданий более трети. Среди этих регионов есть и те, в которых доля расходов на образование достаточно высока. Напротив, в довольно большой группе субъектов РФ с невысокими экономическими показателями таких зданий либо вообще нет, либо их крайне мало. Эксперты обращают внимание на сохраняющиеся масштабные различия в скорости подключения школ к интернету в городской и сельской местности и между регионами. Среди параметров, которые, по мнению экспертов ВШЭ, не могут быть отнесены к экономическим различиям регионов, были показатели регионов по числу победителей Всероссийской олимпиады школьников на 100 тыс. населения, развитие обучения по индивидуальным планам, региональные дефициты тьюторов и психологов.

Экспертам предстоит понять, какие региональные факторы оказывают влияние в каждом случае. Пока же авторы исследования считают, что характер наблюдаемых различий, а также их причины должны быть учтены при проектировании национального проекта в сфере образования. Иначе возникают как риски для выполнения поставленных целей, так и вероятность усиления межрегиональной дифференциации.

Полный текст доклада

фото: iStock

Меню
X