Региональное сотрудничество

Предложение по применению инструмента SAM в региональном мониторинге качества образования

В качестве элемента региональной системы оценки качества образования предлагается инструмент SAM (Student Achievements’ Monitoring) – инструмент оценки освоения учебно-предметных компетенций школьников по итогам начальной школы. Инструмент ориентирован на учеников 4-5 классов, включает в себя тесты по математике и русскому языку.

В отличие от других инструментов SAM позволяет:

диагностировать качественные уровни усвоения предметного содержания у школьника на основе таксономии, разработанной в рамках теории культурного развития Л.С. Выготского

дать прогноз развития испытуемого по результатам мониторинга

сформировать рекомендации методического и организационного характера по коррекции обучения (образовательным интервенциям) в зависимости от полученных результатов

Помимо уровня подготовки школьников инструмент позволяет дать оценку качества подготовки педагогического состава, методистов и руководителей образовательных учреждений, так как исследование включает в себя не только предметную диагностику, но и анкетирование педагогов, методистов и руководителей учебного заведения.

Инструмент разработан авторским коллективом под руководством П.Г. Нежнова, Б.Д. Эльконина и Е.Ю. Кардановой в 2008-2014 гг. Теоретическую основу инструмента составляет концепция культурного развития (Л.С. Выготский и др.).

Инструмент SAM разработан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), учитывая, в том числе, и те инновационные аспекты, которые закладывались во ФГОС впервые. Модель оценки присвоения предметного содержания SAM дает возможность представить существующее предметное содержание через систему задач разного уровня, что позволяет учителю реально освоить идеи «системно-деятельностного подхода», заложенного в основу ФГОС.

Инструмент SAM прошел всестороннюю международную экспертизу, необходимые процедуры валидизации и верификации по международным стандартам. Он был апробирован в России (Москва и Московская область, Новгородская область, Калужская область, Омская область, Самарская область, Чукотский АО и др.), США, Казахстане, Киргизии, Таджикистане на более чем 14 500 испытуемых.

В настоящее время инструмент включает тесты по математике и русскому языку для начальной школы, однако теоретическая модель, лежащая в его основе, является универсальной и может быть реализована на предметном материале как начальной, так и основной школы по широкому кругу учебных дисциплин.

В зависимости от потребностей руководителей региональной системы образования возможны следующие варианты использования инструмента:

Проведение мониторинга по заданной выборке

Комплекс работ включает в себя:

  • подготовительный этап (включая обучение региональных специалистов, согласование задач на исследование, ознакомление педагогов с методикой);
  • этап тестирования школьников;
  • обработка результатов и проведение вторичного анализа данных;
  • формирование комплекса рекомендаций по улучшению образовательных результатов (как индивидуальных, так и групповых: класс, школа, муниципалитет).

Проведение тренингов с педагогическим составом и методистами по планированию рекомендованных изменений с сопровождением образовательных интервенций по выданным рекомендациям (как на уровне класса, так и на уровне школы, муниципалитета)

Последующий повторный мониторинг с анализом результатов образовательных интервенций

Получаемые в ходе работ продукты:
  • Региональные органы управления образованием получают результаты мониторинга качества образования с учетом всего спектра возможностей инструмента SAM (включая диагностику уровней освоения учебного содержания, прогноз развития испытуемых, оценку качества подготовки педагогического состава) и рекомендации по изменению образовательного процесса индивидуально по классам.
  • Образовательные учреждения получают рекомендации по изменению образовательного процесса для повышения качества образовательных результатов.
  • Педагоги и методисты осваивают технологию внутришкольного и внутриклассного мониторинга качества образования (каждый педагог в ходе тренингов разрабатывает собственную технологию оценки качества образования, получая соответствующий диплом о переподготовке).
Меню
X