Исследователи Международной лаборатории анализа образовательной политики (МЛАОП) НИУ ВШЭ провели анализ данных результатов ЕГЭ в различных регионах РФ (данные размещались в открытых источниках, на региональных сайтах образовательных ведомств и центров оценки качества образования, а также на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства).
Анализ показал, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа, Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край. По математике лидирует республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Низкие результаты показал Дальний Восток (данные по 2015 г.).
За последние пять лет рост баллов по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку – 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего.
Исследователи постарались выделить факторы, влияющие на различие результатов ЕГЭ в разных регионах. Для этого ими были проанализированы связи результатов по ЕГЭ с рядом региональных характеристик: роль ресурсного обеспечения школ и ресурсов семей. Данные брались за 2009-2014 гг.
Доцент департамента прикладной экономики Лазарева Ольга Владимировна отметила, что – “регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов), а по русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 – 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей”.
Также она отмечает, что уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать.
Также анализ МЛАОН показал, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).
Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.
В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.
Подготовлено по материалам сайт Института образования НИУ ВШЭ.
Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…
Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…
Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…
Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…
Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…
Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…