Исследователи Международной лаборатории анализа образовательной политики (МЛАОП) НИУ ВШЭ провели анализ данных результатов ЕГЭ в различных регионах РФ (данные размещались в открытых источниках, на региональных сайтах образовательных ведомств и центров оценки качества образования, а также на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства).
Анализ показал, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа, Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край. По математике лидирует республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Низкие результаты показал Дальний Восток (данные по 2015 г.).
За последние пять лет рост баллов по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку – 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего.
Исследователи постарались выделить факторы, влияющие на различие результатов ЕГЭ в разных регионах. Для этого ими были проанализированы связи результатов по ЕГЭ с рядом региональных характеристик: роль ресурсного обеспечения школ и ресурсов семей. Данные брались за 2009-2014 гг.
Доцент департамента прикладной экономики Лазарева Ольга Владимировна отметила, что – “регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов), а по русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 – 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей”.
Также она отмечает, что уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать.
Также анализ МЛАОН показал, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).
Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.
В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.
Подготовлено по материалам сайт Института образования НИУ ВШЭ.
Новости
- Российский эксперты нашли «рецепт» качеству онлайн-образования 17.05.2024
- Инструменты оценивания уровня сформированности у учащихся компетенций 4К 05.05.2024
- Рособрнадзор: с 1 сентября будут проводиться только четыре мероприятия по оценке качества образования 01.05.2024
- Оценка качества образования: советы экспертов часть 3 20.04.2024
- Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство 12.04.2024
- Высшая Школа Экономики и Skillbox анонсировали проект стандартизации оценки качества онлайн-образования в России 07.04.2024
- Развитие критического мышления у детей: роль родителей и воспитателей в его развитии 01.04.2024
- Участие экспертов Центра в Региональном форуме по устойчивому развитию для региона ЕЭК ООН 15.03.2024
- Навыки, необходимые для жизни в 21 веке. Введение 15.03.2024
- «Это чаще всего очередной приступ пиара». Создатель ЕГЭ — о народной нелюбви к экзамену 15.03.2024