Реформирование систем проведения экзаменов: опыт стран-партнеров READ

Представители России, Армении, Таджикистана и Эфиопии поделились опытом реформирования систем проведения экзаменов в рамках конференции программы READ.

Открывал сессию Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, с презентацией, посвящённой созданию и внедрению Единого государственного экзамена в Российской Федерации. Он рассказал о предпосылках и истории создания ЕГЭ, проблемах, возникавших в ходе эксперимента по его внедрению, а также достигнутых результатах и перспективах развития экзамена. Главной целью ЕГЭ, по словам Виктора Болотова, является повышение доступности качественного образования для абитуриентов, независимо от места проживания и социально-экономического статуса их семей. Для её достижения потребовалось обучить экспертов во всех регионах страны, научиться создавать экзаменационные задания и кардинально улучшить процедуру проведения тестирования. В результате, значительно выросло число абитуриентов из сельской местности и отдаленных регионов, особенно явно это проявилось на примере столичных университетов. В качестве перспективы развития ЕГЭ были обозначены переход на компьютерную форму проведения экзамена и включение заданий на проверку компетентностей и «мягких навыков».

Опыт реформ проведения экзаменов в Эфиопии, осуществленных при поддержке Трастового фонда READ, представил Арайя Гебре-Эгзиабер, директор национального Агентства по оценке образования. В своем докладе он изложил основные этапы развития экзаменационной системы в стране, рассказал об особенностях их проведения и имеющихся в этой сфере проблемах. Наиболее насущными являются очень ограниченные возможности использования современных технологий в ходе проверок и экзаменов, высокая стоимость их проведения и сложность администрирования, а также большое количество нарушений и злоупотреблений, препятствующих объективной оценке учащихся. Для улучшения ситуации Трастовый фонд READ предоставил помощь в разработке новых тестовых заданий, развитии экспертного потенциала и формировании новой образовательной политики. В результате реформ улучшилось качество и эффективность как самих экзаменов, так и образования в целом. В заключение презентации Арайя Гебре-Эгзиабер поблагодарил программу READ за предоставленную Эфиопии помощь в развитии образования в стране.

Развитие экзаменационных систем Таджикистана и Армении оказалось во многом схожим. Хуршед Икроми, директор Национального центра тестирования Таджикистана, и Арсен Багдасарян, заместитель директора Центра оценки и тестирования при Правительстве Армении, отметили, что доставшаяся в наследство их странам советская система экзаменов оказалась неэффективной, коррумпированной и плохо контролируемой в условиях рыночной экономики и требовала срочных мер по реформированию. Созданные при поддержке правительств этих стран и программы READ центры тестирования и оценки образования, обеспечили разработку новых инструментов тестирования и переход к системе единого национального экзамена. В результате в Таджикистане удалось практически полностью искоренить коррупцию в сфере поступления в ВУЗы и вернуть доверие общества к экзаменационной системе, а в Армении – отказаться от централизованного тестирования, при которой все выпускники школ страны сдавали экзамены в столице, улучшив при этом качество оценивания и проведения экзаменов. Хуршед Икроми и Арсен Багдасарян высоко оценили вклад программы READ в улучшение образовательных систем своих стран и выразили желание продолжать сотрудничество в будущем.

main

Recent Posts

Российский эксперты нашли «рецепт» качеству онлайн-образования

Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…

6 месяцев ago

Инструменты оценивания уровня сформированности у учащихся компетенций 4К

Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…

7 месяцев ago

Рособрнадзор: с 1 сентября будут проводиться только четыре мероприятия по оценке качества образования

Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…

7 месяцев ago

Оценка качества образования: советы экспертов часть 3

Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…

7 месяцев ago

Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство

Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…

8 месяцев ago

Высшая Школа Экономики и Skillbox анонсировали проект стандартизации оценки качества онлайн-образования в России

Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…

8 месяцев ago