В качестве основных адресатов отчетов о результатах мониторинга учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы SAM можно выделить:
- Учитель: учитель начальной школы, учитель-предметник по математике средней школы
- Администрация школы: директор, завуч-методист
- Органы управления образованием: города, области/республики
Учитель: учитель начальной школы, учитель-предметник по математике средней школы
Для учителей начальной школы интерес представляют все показатели SAM, характеризующие отдельных детей и классы:
- Тестовый балл – учащийся / класс;
- Ступень достижений – учащийся;
- Распределение учащихся по ступеням достижений – класс;
- Профиль достижений – учащийся/ класс;
- Матрица первичных оценок по каждой задаче – учащийся/ класс.
Учитель начальной школы может извлечь из инструментария SAM и результатов его применения наибольшее количество полезной для работы информации. Уже ознакомление с инструментарием SAM дает учителю ориентиры для понимания основных моментов учебного процесса: технологическую матрицу теста, которая определяет основные единицы и разделы предметного содержания; трехуровневую схему, моделирующую процесс его присвоения; типологию задач, структурирующую массив учебного материала. Будучи освоенной, вся эта система обобщенных представлений пополняет набор ориентиров организации и управления образовательным процессом.
Что касается данных итогового тестирования, то они позволяют учителю объективно оценить результаты своей деятельности, проанализировать успехи и неудачи и наметить программу работы с новым набором учащихся.
Для учителей математики средней школы главный интерес представляет распределение детей по ступеням освоения программы начальной школы. Этот показатель позволяет учителям заранее получить представление о том, какая часть класса скорее всего будет испытывать трудности в освоении новых понятий. Это же распределение, характеризующее структуру контингента учащихся, дает некоторые основания для определения педагогической стратегии, а именно, распределения во времени учебного содержания, выбора форм презентации материала, способов организации взаимодействия детей на уроках и т.п.
Администрация школы: директор, завуч-методист
Для школьной администрации интерес представляют (учащийся/класс):
- Тестовый балл;
- Распределение учащихся по ступеням достижений;
- Профиль учащегося/класса;
- Тестовый балл для каждого раздела программы;
- Распределение по ступеням достижений для каждого раздела программы.
Результаты SAM позволяют администрации школы провести сравнение классов между собой в плане учебной успешности, а также сопоставить уровень результатов с городскими показателями и социокультурной нормой. Владение этой картиной дает возможность администрации оценить объективное положение своей школы в образовательном поле города и региона, представлять вероятные перспективы своих учащихся при освоении программы средней школы и поступлении в ВУЗы.
Органы управления образованием: города, области/республики
На уровне органов управления образованием интерес может представлять следующий набор тестовых показателей (класс/школа/город):
- Тестовый балл;
- Распределение по ступеням достижений;
- Тестовый балл для каждого раздела программы;
- Распределение по ступеням достижений для каждого раздела программы.
Результаты SAM по городу/региону характеризуют общий уровень образовательных результатов школьной сети в целом. Допускается сопоставление со среднестатистическими показателями по региону, а также с аналогичными показателями других городов/регионов, что позволяет дать общую сравнительную оценку подготовки учащихся местной системы школьных учреждений.
Средние тестовые баллы по школам и классам позволяют оценить успешность тех и других на фоне городских данных, а также в сравнении с другими школами и классами, как местными, так и находящимися в других городах. В рамках задач управления образовательной системой важно выявить классы с успешностью, соответствующей социокультурной норме, чтобы определить группу эффективных учителей, способных поделиться полезным опытом, и наладить в дальнейшем с ними более плотный контакт с целью привлечения к различным образовательным мероприятиям городского масштаба.