Оценка качества образования: советы экспертов часть 3

Развивать современные формы внутришкольной оценки

Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение к общему принципу критериального оценивания:

  • цели обучения и критерии их достижения вырабатываются в коллективе совместно;
  • используются разные приёмы оценивания — тесты, эссе, портфолио;
  • ученики оценивают друг друга и самих себя;
  • идёт переход от вычитательной к накопительной оценке.

В накопительной системе оценивания, в отличие от вычитательной, важнее, справляется ли ученик с задачами, которые становятся всё более и более сложными.

Применять прокторинг при онлайн‑тестировании.

Этот совет относится в первую очередь к экзаменам с высокими ставками. Суть в том, что государственную аттестацию нельзя перевести в онлайн, ничего не меняя. Необходимы и адаптация тестовых заданий, и дополнительная помощь проктора — дистанционного наблюдателя.

Болотов и Вальдман видят прямую пользу прокторинга для оценки качества образования: он минимизирует вероятность списывания, снижает связанные с репутацией риски, повышает доверие к результатам экзаменов у всех заинтересованных сторон.

Как удачный пример они привели опыт Саудовской Аравии, где один из ключевых для поступления в вузы тест SAAT (Standardized Achievement Admission Test) в 2020 году 117 тысяч школьников сдавали в специализированных центрах, а почти вдвое больше, 218 тысяч, — на дому. Использовался автоматизированный прокторинг на основе искусственного интеллекта.

Быть осторожнее с публичными субъективными оценками

Реализовать принцип социальной ответственности при оценке качества образования посоветовал педагогам и управленцам руководитель научно-исследовательского центра Национального института образования Беларуси Василий Русецкий. Он отметил, что критические комментарии по вопросам образования чаще всего высказывают, не задумываясь о последствиях, а ещё чаще судят обо всей ситуации только на основе личного опыта: «Например, находится опечатка в учебнике. На основе этого частного случая делается заключение: „Все учебники плохие, давайте вернёмся к учебникам Советского Союза“. У нас такие посылы обсуждаются вполне серьёзно, но те, кто говорит так, не задумываются, как это практически можно сделать».

Что с этим делать? Учить всех участников образовательного процесса оценивать качество образования системно, считает Русецкий, и больше внимания уделять информационной и методической работе с управленцами и учителями, — формировать культуру взаимодействия со СМИ и обществом в вопросах образования.

Предыдущая запись
Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство
Следующая запись
Рособрнадзор: с 1 сентября будут проводиться только четыре мероприятия по оценке качества образования
Меню
X