Не преувеличивать значимость портфолио ученика
О портфолио достижений учеников в последние годы много говорят как о способе объективно зафиксировать результаты обучения и внеучебной деятельности. Уже сейчас отдельные достижения учеников бывают альтернативой государственным экзаменам — например, при поступлении в вуз по результатам олимпиад, а не ЕГЭ.
Виктор Болотов и Игорь Вальдман считают, что использование портфолио ученика для перехода на следующую ступень образования связано с серьёзными рисками. Причина в том, что о значимости многих достижений нет объективного представления.
Есть и обратный риск — вузы могут в своих интересах придавать больший вес одним достижениям и умалять другие. Например, принимать без экзаменов победителей только тех конкурсов, которые проводились в самом вузе.
Поэтому эксперты предлагают учитывать при поступлении в вуз результаты лишь тех мероприятий, которые доступны для всех школьников, признаны профессиональными сообществами и соответствующими организациями, имеют прозрачные процедуры.
Оценивать достижения в динамике
Прогресс гораздо важнее оценки в отдельно взятый момент времени. «Я вообще учителя оценивал бы по добавленной стоимости: прибавляют у него дети „в весе“ или не прибавляют», — отметил Виктор Болотов. Чтобы отслеживать динамику, нужны внутриклассное оценивание и мониторинги учебных достижений. Примеры используемых для этого методов:
Проводить любую оценку по чётким критериям
Любое некритериальное оценивание — всего лишь частное мнение, уверены Болотов и Вальдман. Обоснованная оценка базируется на сравнении результата, показанного участником, с чётко определёнными заранее, выработанными коллективно и известными всем участникам процесса критериями.
Критериальное оценивание менее субъективно и удобно для обучения навыкам самооценки и взаимной оценки. Кроме того, постоянные критерии — это основа для отслеживания индивидуального прогресса. Эксперты особенно отметили, что критериальное оценивание должно быть частью педагогического образования и повышения квалификации.
Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…
Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…
Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…
Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…
Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…
Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…