Оценка качества образования: советы экспертов часть 2

Не преувеличивать значимость портфолио ученика

О портфолио достижений учеников в последние годы много говорят как о способе объективно зафиксировать результаты обучения и внеучебной деятельности. Уже сейчас отдельные достижения учеников бывают альтернативой государственным экзаменам — например, при поступлении в вуз по результатам олимпиад, а не ЕГЭ.

Виктор Болотов и Игорь Вальдман считают, что использование портфолио ученика для перехода на следующую ступень образования связано с серьёзными рисками. Причина в том, что о значимости многих достижений нет объективного представления.

Есть и обратный риск — вузы могут в своих интересах придавать больший вес одним достижениям и умалять другие. Например, принимать без экзаменов победителей только тех конкурсов, которые проводились в самом вузе.

Поэтому эксперты предлагают учитывать при поступлении в вуз результаты лишь тех мероприятий, которые доступны для всех школьников, признаны профессиональными сообществами и соответствующими организациями, имеют прозрачные процедуры.

Оценивать достижения в динамике

Прогресс гораздо важнее оценки в отдельно взятый момент времени. «Я вообще учителя оценивал бы по добавленной стоимости: прибавляют у него дети „в весе“ или не прибавляют», — отметил Виктор Болотов. Чтобы отслеживать динамику, нужны внутриклассное оценивание и мониторинги учебных достижений. Примеры используемых для этого методов:

  • Инструментарий диагностики индивидуального прогресса «Дельта» разработан Институтом психологии и педагогики развития (Красноярск) и Психологическим институтом РАО (Москва) и позволяет измерить, используя задания одного типа в нескольких измерениях в разные годы, как развивается мышление ученика.
  • Студенты Московского городского педагогического университета, рассказал доцент вуза Гурген Акопян, ведут в московских школах проект по сопоставлению внутренней и внешней оценки. В эту работу вовлечены те студенты, которые сами работают в школах на административных позициях. В динамике сравнивается, как учитель оценивает учеников и какие оценки те же классы получают в тестированиях Московского центра качества образования. Если разница невелика — это повод поощрить учителя.

Проводить любую оценку по чётким критериям

Любое некритериальное оценивание — всего лишь частное мнение, уверены Болотов и Вальдман. Обоснованная оценка базируется на сравнении результата, показанного участником, с чётко определёнными заранее, выработанными коллективно и известными всем участникам процесса критериями.

Критериальное оценивание менее субъективно и удобно для обучения навыкам самооценки и взаимной оценки. Кроме того, постоянные критерии — это основа для отслеживания индивидуального прогресса. Эксперты особенно отметили, что критериальное оценивание должно быть частью педагогического образования и повышения квалификации.

Предыдущая запись
«Выскочить из колеи» – новая книга В.А. Болотова
Следующая запись
«Это чаще всего очередной приступ пиара». Создатель ЕГЭ — о народной нелюбви к экзамену
Меню
X