15 ноября Центр международного сотрудничества по развитию образования (CICED), в рамках конференции ЕАОКО в Минске, организовал секцию, посвященную обсуждению перспектив использования SAM (Students’ Achievement Monitoring) для развития внутриклассного оценивания. Первым выступил Петр Нежнов, руководитель команды разработчиков теста SAM, который представил историю создания, цели и направления дальнейшего развития этого инструмента исследования.
Свой доклад он начал с характеристики SAM и того, чем он принципиально отличается от PISA, TIMSS и других сравнительных исследований в образовании. Это различие заключается в том, что данные тестирования SAM можно использовать, в том числе, в целях управления образовательным процессом. Говоря о перспективах, Петр Нежнов отметил, что в данный момент проводится подготовка внедрения инструментов на основе методологии SAM в практику школьного образования. Например, разрабатываются сокращенные формы диагностических материалов для учителя. Также в планах присутствует создание учебного модуля по математике, способствующего повышению уровня понимания предмета учащимися, переходящими в среднюю школу.
Выступление Алексея Воронцова, автора образовательной программы «Диагностика педагогических практик», было посвящено тому, как определять и развивать педагогические практики, способствующие повышению предметной компетентности учеников. Для решения этой задачи в соответствии с методологией SAM был разработан тест для учителей, состоящий из блоков ситуативных педагогических задач методического характера. Результаты тестирования позволяют определить, какие педагогические действия используются учителем в практике и насколько они помогают ученикам лучше понимать предмет. Кроме того, анализ применяемых педагогических практик даёт возможность создавать индивидуальные образовательные программы для преподавателей.
Примером попытки внедрения принципов SAM в практику работы учителя послужили презентации участников тренинга по составлению тестовых заданий, основанных на методологии SAM. В ходе выступлений докладчики представили разработанные задания и рассказали о сложностях, с которыми пришлось столкнуться при их создании. В частности, было сказано, что качественные инструменты измерения, в отличие от количественных, являются принципиально новыми для педагогов и их применение требует значительных изменений в работе учителя. Несмотря на это, выступавшие высоко оценили потенциал использования SAM для развития учебно-предметной компетентности и выразили желание продолжать работу с данным инструментом.