Categories: Новости

Нейросети для студентов: тупик или прогресс? Мнения

Российские эксперты высказались о возможности использования искусственного интеллекта в учебе.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Все, что связано с генеративными чатами, говорит о том, что студенты, ученые и обычные граждане ими охотно пользуются и далее будут продолжать в том же духе, оградить их от этих сервисов невозможно. Стало быть, если нельзя запретить, нужно возглавить. А для этого надо понять главное: если вы даете задание, например, на обзор литературных произведений или научных источников, то лучше генеративного чата это никто не сделает просто по той причине, что у нейросетей больше возможности для поиска и обработки огромных массивов данных.

Поэтому задача любого педагога – давать задания творческого характера, где было бы мало просто привести набор сведений, нужно их интерпретировать, высказать свое мнение и обосновать его. То есть вполне нормально в современных реалиях разрешить учащимся пользоваться такими чатами при подготовке курсовых и дипломных работ, написании рефератов. И кое-где, я знаю, это уже сделано (например, в Московском городском педагогическом университете). Но это также означает изменение подходов к оцениванию и защите таких работ. Теперь все внимание нужно уделить тому, понимает ли человек то, что написано у него в работе, насколько глубоко он владеет этой информацией. А выяснить это можно только в диалоге, дискуссии, как это было еще во времена Платона.

Я сам, когда преподавал в университете, при приеме экзаменов разрешал студентам пользоваться любыми учебниками и конспектами. Но при ответе обязательно спрашивал, если в теореме изменить то или иное условие, то как это повлияет на результат. Ведь, если человек не понимает смысла того, что написано у него в экзаменационном листке, он никогда не сможет ответить на подобные вопросы.

Софья СТЕБЛОВСКАЯ, доцент факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук:

– Все образование у нас сейчас строится таким образом, что должны быть какие-то готовые варианты ответов, готовые алгоритмы, какие-то суррогаты, черновики, из которых ты генерируешь текст. Но в жизни так не бывает, тебе приходится генерировать все самому. Поэтому мне кажется, что предложение Слуцкого, конечно, в духе времени, когда растят грамотного потребителя, а не творца. Потребитель выбирает из заданной массы вариантов. Здесь предлагают то же самое.

Поэтому я, конечно, против этого решения. Это что, получается, и образование теперь для машин? Все как в матрице.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Пытаться остановить технический прогресс бесполезно. Студенты и школьники все равно будут использовать нейросети, как в свое время поиск в Интернете, банки рефератов, курсовых и готовых домашних заданий. Что важно понимать: общение с нейросетями – это отдельная наука, так называемый промт-инжиниринг. Чтобы получить результат с помощью нейросети, необходимо задать целую серию специально сконструированных запросов, которые могут быть интерпретированы и поняты искусственным интеллектом. Промт – это запрос, задача, которую должна выполнить нейросеть. На каждом этапе в алгоритм приходится вносить уточнения, просить что-либо добавить или убрать. В случае с текстом это могут быть стиль, контекст, данные и даже роль, которую должен отыграть ИИ.

На текущем уровне развития технологий нейросеть может выступать одним из инструментов подготовки курсовых и дипломных работ, но далеко не единственным и даже не определяющим. Замысел, план, подбор данных, замечания, наблюдения, выводы – этого нейросеть сделать пока не может. На мой взгляд, нужно не столько обсуждать то, как запретить и отслеживать использование ИИ, сколько проектировать новые форматы обучения, в том числе основанные на использовании нейросетей. Ведь, взаимодействуя с нейросетью, человек осваивает работу с одной из важнейших мыслительных организованностей – задачей. Плюс искусственный интеллект все более уверенно занимает свое место в арсенале профессиональных инструментов в дизайне, маркетинге, бизнесе, программировании, видеомонтаже. Опыт его использования важен для будущего профессионала цифрового века.

main

Recent Posts

Российский эксперты нашли «рецепт» качеству онлайн-образования

Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…

6 месяцев ago

Инструменты оценивания уровня сформированности у учащихся компетенций 4К

Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…

7 месяцев ago

Рособрнадзор: с 1 сентября будут проводиться только четыре мероприятия по оценке качества образования

Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…

7 месяцев ago

Оценка качества образования: советы экспертов часть 3

Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…

7 месяцев ago

Цифровой разрыв: массовый переход на дистант во время пандемии усилил образовательное неравенство

Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…

8 месяцев ago

Высшая Школа Экономики и Skillbox анонсировали проект стандартизации оценки качества онлайн-образования в России

Высшая школа экономики и образовательная платформа Skillbox запустили работу над первой в России многокомпонентной моделью…

8 месяцев ago