Поговорим немного о базовом основании любой системы оценки качества образовательных достижений – образовательных результатах, которые подлежат оценке (знания, навыки, способности, компетенции и т.п.). Начнем с хорошо всем известных (по крайней мере, на слух) навыках 21 века. Впервые о них заговорило широкое мировое сообщество в 2015 году, когда впервые в истории Всемирного экономического форума ключевой темой его повестки стало образование. Именно там был представлен и обсуждался доклад «Новое видение образования». Сердце доклада – рамка навыков, которые нужны человеку для жизни и работы в 21 веке.
Это рамка включает 3 типа навыков: 1) Фундаментальная (предметная) грамотность, 2) Компетенции (более сложные и гибкие (мягкие) навыки), 3) Качества личности.
С точки зрения инструментария оценки по отношению к этим навыкам следует отметить такие подходы. Для оценки Фундаментальных навыков можно использовать инструментарий стандартизированного тестирования. Для оценки Компетенций тесты используются гораздо реже и они по конструкции несколько другие, более сложно устроенные. Здесь чаще используются формы нестандартизированной оценки (включая наблюдение и экспертную оценку). А вот для Качеств личности правильнее прибегать не к оценке, а к формированию среды и ситуаций, в которых эти качества формируются и проявляются.
Краткая характеристика навыков 21 века
(Literacy)
Способность читать, понимать и использовать письменный язык
(Numeracy)
Способность использовать числовую и иную символику для понимания и выражения количественных взаимосвязей
(Scientific literacy)
Способность использовать научные знания и принципы для понимания окружающей среды и проверки гипотез
(ICT literacy)
Способность использовать и создавать контент на основе информационных технологий, включая нахождение и распространение информации, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование
(Financial literacy)
Способность понимать и применять концептуальные и численные аспекты из области финансов на практике
(Cultural and civicliteracy)
Способность понимать, ценить, анализировать и применять гуманитарные знания
(Critical thinking/problem solving)
Способность определять, анализировать и оценивать ситуации, идеи и информацию для формулирования ответов и разработки решений.
(Creativity)
Способность придумывать и разрабатывать новые, инновационные пути решения проблем и ответов на вопросы посредством применения, синтеза или перепрофилирования знаний
(Communication)
Способность слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию посредством вербальных, невербальных, визуальных и письменных способов
(Collaboration)
Способность работать в команде для достижения общих целей, включая способность предотвращать конфликты и управлять ими.
(Curiosity)
Способность и желание задавать вопросы и демонстрировать открытость и пытливость
(Initiative)
Способность и желание активно браться за новые задачи и цели
(Persistence/grit)
Способность сохранять устойчивый интерес и усилия для решения задачи или достижения цели
(Adaptability)
Способность менять планы, методы, мнения и цели при получении новой информации
(Leadership)
Способность эффективно направлять, наставлять и вдохновлять других для достижения общих целей.
(Social and cultural awareness)
Способность взаимодействовать с другими людьми, используя социально, культурно и этически подходящие способы
По материалам Телеграм канала Евразийской Ассоциации Оценки Качества Образования (ЕАОКО).
Современные образовательные стандарты требуют от учителей применения эффективных педагогических технологий, которые обеспечивают достижение высоких результатов…
Онлайн-обучение стремительно ворвалось в нашу жизнь и заставило университеты искать новые ответы на то, что…
Предлагаем познакомиться с двумя инструментами оценки и мониторинга прогресса 4Кнавыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, кооперация)…
Правительство РФ утвердило перечень мероприятий по оценке качества образования и правила проведения этих мероприятий. Постановление…
Развивать современные формы внутришкольной оценки Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение…
Принято считать, что дистанционное обучение делает образование доступным для каждого ученика, независимо от того, живет…