Необходимость наращивать российское участие в международных проектах научно-образовательного сотрудничества обусловлено, в том числе и результатами, которые демонстрируют проекты межстранового взаимодействия в решении социально-экономических задач внутри России.
Последовательная работа в рамках многолетней повестки, направленной на расширение международного сотрудничества в сфере содействия развитию, способствует повышению роли российских экспертов и отечественных технологий в сфере глобального образования; делает российскую экспертизу востребованной на новых рынках консалтинговых услуг; укрепляет авторитет российской экспертизы за рубежом. Безусловно, эти результаты влияют на решения социально-экономических задач внутри страны.
Так, в частности, кооперация в рамках российской программы повышения качества базового образования (ПКБО) дала возможность обеспечить рост российского экспертного потенциала в области оценки качества образования, образовательной политики и управления образованием.
За время реализации программы (с 2008 года) более 340 российских экспертов прошли обучение в международных магистерских программах, разработанных совместно с Университетом Манчестера и Массачусетским Университетом. Подобные долгосрочные образовательные программы, разработанные с привлечением международных экспертов в рамках программы ПКБО и прошедшие международную аккредитацию, продолжают функционировать и привлекать российских и иностранных профессионалов в области образования, являясь в свою очередь единственными в России образовательными программами в области оценки качества образования подобного уровня.
Также в рамках программы ПКБО российскими экспертами были разработаны уникальные инструменты оценки качества образования: мониторинг оценки учебно-предметных компетенций «SAM» и тест информационо-коммуникативной грамотности (ICT). Команда специалистов, включавшая признанных экспертов высокого уровня, осуществляла пошаговую экспертизу разработок, что обеспечило российским инструментам прохождение международной аккредитации и валидизации. В ходе разработки инструменты прошли апробацию и тестировались не только в школах Российской Федерации, но также в странах СНГ (Казахстан, Армения, Таджикистан, Киргизия), Великобритании, США, Таиланде и др.
Данный опыт является уникальным, поскольку помимо прямого результата – появления первых отечественных инструментов оценки качества образования, признанных на глобальном уровне – обеспечивает распространение российских инноваций как в России, так и за рубежом.
Помимо этого, российские разработки получили экспериментальные площадки в других странах. Участие экспертов ближнего зарубежья, в частности партнёров по СНГ (Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в совместных проектах позволило повысить качество и надежность разрабатываемого инструментария, обеспечить реализацию практических шагов в области межстранового сотрудничества.
Существенную роль здесь играет созданная не так давно Евразийская ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО), объединившая представителей государственных образовательных организаций, центров оценки качества, высших учебных заведений и всех, кого волнуют проблемы оценки качества образования (более 100 организаций и индивидуальных участников из РФ и стран СНГ). Под эгидой ЕАОКО осуществляется ряд инновационных проектов на территории РФ и ближнего зарубежья.
Все это позволяет использовать накапливаемый опыт международного сотрудничества и межстранового взаимодействия для выработки наиболее эффективных подходов к оценке качества образования в России, для применения наиболее современных мониторинговых методик в российских школах, для повышения квалификации педагогов и работников органов управления образования страны. В конечном итоге российская система образования получает мощный инновационный и технологический приток, что содействует повышению качества российского образования.