Пандемия COVID-19 привела к серьезным изменениям в функционировании систем образования. Изменения затронули почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах мира. Последствия пандемии усугубили существовавшую ранее проблему неравенства в образовании, лишая значительную долю учащихся, особенно относящихся к наиболее бедным и незащищенным группам населения, доступа к качественному образованию. С другой стороны, пандемия послужила стимулом для более ускоренного внедрения инноваций в области образования.
Пандемия COVID-19 актуализировала важность дискуссии, связанной с освоением «навыков 21 века» (или «мягких навыков»). Навыки 21 века — это универсальные, не ограниченные какой-либо определенной сферой деятельности — компетентности, связанные: с умением мыслить критически и креативно; с взаимодействием с другими и социальным участием; с саморегулированием и самоорганизацией; а также это повседневные базовые знания актуальных сфер жизни (финансы, экология, здоровье и т. д.).
Эти навыки способствуют продолжению обучения и быстрому восстановлению в условиях кризиса. Навыки 21 века (также называемые трансверсальными навыками) — это жизненные навыки, которые можно широко использовать в различных условиях, они не зависят от конкретной работы, задач, образовательных предметов и профессии.
Отрицательные последствия для обучения сказываются на краткосрочных и долгосрочных образовательных результатах. Изучение степени влияния навыков 21 века на образовательные результаты в условиях преодоления последствий пандемии позволит спланировать меры по компенсации потерь и минимизации рисков, поможет разработать рекомендации для учителей и родителей в целях поддержки учащихся в этот период, даст точное понимание какие именно навыки являются приоритетными и развитию каких компетенций в рамках школьного образования и за его пределами нужно уделять наибольшее внимание.
В рамках работ, проводимых Центром международного сотрудничества по развитию образования в 2022 году, были изучены подходы к измерению навыков 21 века и разработаны методики измерения Навыков 21 века у школьников, которые были апробированы в четырех странах. Параллельно были изучены изменения в образовательном процессе и пути разрешения образовательного кризиса в разных странах, связанные с пандемией COVID-19. По итогам апробаций и проведения исследования были выработаны рекомендации по дальнейшему использованию методик.
Цель проведенного исследования – оценка взаимосвязи развития навыков 21 века и образовательных достижений учащихся в условиях трансформации образовательного процесса в странах с различным уровнем социально-экономического развития на примере образовательных особенностей, связанных с пандемией COVID-19
Задачи исследования.
- Определите уровень интереса учеников к занятиям, основанным на коммуникативных навыках на уроке математики.
- Определите уровень интереса учеников к занятиям, основанным на навыках совместной работы на уроке математики.
- Определите уровень интереса учеников к творческим занятиям на уроке математики.
- Определите уровень интереса учеников к занятиям, основанным на критическом мышлении на уроке математики.
Описание инструмента исследования.
Инструмент состоит из трех анкет, разработанных во взаимосвязи с различными параметрами образовательной среды, связанных с пандемией COVID -19.
- Анкета ученика для исследования навыков 4К в отношении математики и анкета для углубленного исследования конструкта критическое мышление
- Анкета для учителя в отношении реализации коллаборации в образовательном процессе
Каждая анкета в комплекте имеет собственные содержательные и структурные особенности, заданные для того, чтобы получить возможность объемного рассмотрения образовательного процесса (глазами ученика и глазами учителя). Подобный подход к диагностике в сфере образования видится эффективным, т.к. предоставляет шанс приобрести более достоверную информацию о ходе и специфике обучения, принимать осмысленные педагогические и административные решения, а также наметить наилучшие пути совершенствования образовательного процесса.
Методический инструментарий комплексного исследования взаимосвязи развития навыков 21 века и учебных достижений учащихся включает возможность использования следующих методов сбора данных:
- анкетного опроса агентов образовательного процесса
- методы статистической и психометрической обработки данных
- метод наблюдения
Каждая анкета включает описание заданий для оценки указанных аспектов и критерии интерпретации результатов выполнения заданий участниками исследования.
Анкета ученика для исследования навыков 4К в отношении математики.
Анкета для учеников, состоящая из 16 пунктов, основанная на навыках 4К. Четыре ключевых фактора в анкете:
- уровень интереса учеников к занятиям, основанным на коммуникативных навыках на уроке математики (коммуникация).
- уровень интереса учеников к занятиям, основанным на навыках совместной работы на уроке математики (сотрудничество / коллаборация).
- уровень интереса учеников к творческим занятиям на уроке математики (креативность).
- уровень интереса учеников к занятиям, основанным на критическом мышлении на уроке математики (критическое мышление/решение проблем)
Анкета состоит из 16 вопросов по 4 вопроса на каждую шкалу
Анкета ученика для углубленного исследования конструкта критическое мышление.
Критическое мышление – процесс оценки достоверности, точности или ценности информации, способность искать и находить причины определенных действий
Анкета состоит из 30 вопросов, которые связаны с 7 рассказами.
Анкета для учителя в отношении реализации коллаборации в образовательном процессе.
Учителя используют различные стратегии обучения. Цель данной анкеты – узнать больше о причинах, по которым учителя предпочитают реализовывать или внедрять одну из стратегий – совместное обучение (коллаборация). Чтобы получить точное представление об этих причинах, критически важно, что мы слышим от учителей, которые используют или не используют совместное обучение. Полученные знания помогут нам разработать более эффективные методы обучения в классе и программы повышения квалификации для учителей. Это также поможет нам предоставлять более качественные дополнительные услуги учителям, если они необходимы.