Современные образовательные стандарты требуют от учителей применения эффективных педагогических технологий, которые обеспечивают достижение высоких результатов обучения школьников. Однако существующее рассогласование между требованиями к качеству образования и реальной организацией образовательного процесса в школах остаётся одной из ключевых проблем. Для её решения необходимо проведение исследований, направленных на диагностику педагогических практик и разработку программ повышения квалификации учителей. Данная работа была выполнена в рамках международной программы ПКБО, охватывающей страны СНГ, Азии и Африки, и включала несколько этапов, подробно описанных ниже.
На первом этапе исследования был проведён мониторинг педагогических практик учителей начальной и основной школы. Диагностический инструмент SAM (Student Achievement Monitoring), основанный на теории Л. С. Выготского, позволил оценить профессиональные действия педагогов на трёх уровнях: формальном, рефлексивном и функциональном.
Формальный уровень характеризуется действиями по образцу, где учитель ориентируется на внешние характеристики заданий. Рефлексивный уровень предполагает осмысленное действие, связанное с пониманием принципов выполнения заданий. Функциональный уровень, являясь высшим, отражает способность учителя адаптировать методики к конкретным условиям.
Результаты мониторинга позволили выявить основные проблемы в педагогической деятельности, включая недостаточное развитие рефлексивного и функционального уровня у большинства педагогов. Это послужило основой для разработки программы повышения квалификации.
На следующем этапе исследования была проведена доработка инструмента диагностики педагогических практик. Были усовершенствованы формулировки вопросов, включены элементы визуализации и разработаны новые тестовые задания по математике и географии. Важно, что инструмент прошёл экспертизу на соответствие теоретической модели SAM, что гарантировало его точность и надёжность.
Дополнительно была разработана экспресс-версия инструмента для упрощённого использования в условиях ограниченного времени. Это расширило возможности применения диагностического инструмента в странах СНГ и позволило учителям быстро получать результаты для анализа своих педагогических действий.
Программа повышения квалификации учителей была адаптирована для использования в разных странах СНГ. Этот процесс включал проведение семинаров по обучению учителей и создание обучающих модулей, соответствующих культурным и образовательным особенностям каждой страны.
Апробация программы прошла в нескольких регионах, где более 40 учителей приняли участие в тренингах. Программа включала как теоретические модули, так и практические задания, которые позволили педагогам применять новые подходы в своей деятельности. Участники высоко оценили практическую направленность программы и её применимость к реальным условиям работы.
После завершения обучения была проведена повторная диагностика с целью оценки изменений в педагогических стратегиях участников программы. Результаты показали значительный переход учителей с формального уровня на рефлексивный и функциональный. Это указывает на эффективность программы и её способность стимулировать профессиональный рост педагогов.
Для проведения повторной диагностики были привлечены эксперты, обладающие опытом работы с методиками развивающего образования и преподавания предметов. Их участие обеспечило высокое качество проверки тестовых заданий и объективность оценки.
По итогам исследования была создана база данных, включающая результаты диагностики, анкетирования и обратной связи от участников. Система данных позволила провести глубокий анализ изменений в педагогических практиках, выявив как сильные стороны программы, так и области, требующие доработки.
Основным результатом анализа стало подтверждение гипотезы о том, что использование элементов развивающего обучения способствует повышению качества образовательного процесса. Кроме того, собранные данные легли в основу для подготовки рекомендаций по дальнейшему развитию программы.
Проведённое исследование показало, что сочетание диагностического инструмента SAM и разработанной программы повышения квалификации способствует значительному улучшению педагогических практик. Учителя, прошедшие обучение, демонстрируют более высокий уровень осмысленных и компетентных действий, что положительно сказывается на образовательных результатах школьников.
Полученные результаты подтверждают важность продолжения работы в данном направлении. Развитие педагогических технологий и их адаптация под конкретные условия школ позволяет повысить качество образования и создать условия для профессионального роста педагогов. Такой подход отвечает современным вызовам и способствует улучшению образовательной системы в целом.