Центр международного сотрудничества по развитию образования CICED представил серию докладов на тему использования материалов мониторинговых исследований для развития образования, в рамках проходившей в Москве конференции Программы READ. Петр Нежнов, руководитель команды разработчиков теста SAM (Students’ Achievement Monitoring) представил историю создания, назначение, особенности и перспективы развития данного инструмента исследования.
По его словам, проведенное в России в начале 2000-х годов исследование PISA, привело к постановке новых целей в образовательной политике, однако, полученные данные не отражали слабых мест в подготовке учителей и учеников и не могли быть использованы для принятия решений по реформированию образования. Трехуровневая методология SAM, основанная на теории Л. Выготского, в свою очередь имеет четкие критерии оценки учебно-предметных компетенций учеников, что позволяет планировать образовательные интервенции и давать рекомендации по улучшению образовательного процесса.
Тест SAM, в отличие от PISA, позволяет учителю увидеть свой предмет изнутри с точки зрения понятийного содержания, является средством обратной связи с учениками и может быть использован для подготовки к аттестации. Говоря о перспективах, докладчик отметил, что комплекс инструментов на основе методологии SAM для начальной школы прошел широкомасштабную длительную апробацию и успешно развивается. На данный момент в планах разработчиков создание ретроспективного модуля для учеников и учителей, позволяющего повысить уровень предметной компетентности учащихся 1 уровня, переходящих в среднюю школу.
Тему расширения спектра инструментов SAM поддержал в своем выступлении Владимир Львовский, автор тренинговой программы «Использование SAM в практике работы учителя». Он отметил, что методология SAM может быть успешно применена также и для оценивания учеников средней школы, студентов, а также учителей, для которых и создавалась вышеназванная программа. В её основе лежит конструирование тестовых заданий в соответствии со структурой и критериями SAM. Работая над составлением, доработкой и апробацией заданий учителя получают возможность повышать уровень собственной предметной компетентности и системного понимания преподаваемого предмета. Наряду с этим преподаватели учатся включать в свои уроки задания 2 и 3 уровня и использовать их как диагностический инструмент для оценки степени освоения предмета учащимися. В заключение В. Львовский отметил, что задачей тренинга также является мотивирование учителей работать «с пониманием, а не навыками», то есть формировать предметную компетентность в противовес подготовке к решению типовых задач.
Алексей Воронцов, автор модуля «Диагностика педагогических практик» также поставил себе задачу определить, какие из применяющихся в школе педагогических практик способствуют формированию целостного понимания предмета. Итогом данной работы стало выделение ключевых педагогических действий и составление матрицы, включающей в себя действия учителя, ребенка и обоснование их необходимости для успешного обучения. Далее были выделены уровни использования преподавателем ключевых педагогических действий в соответствии с таксономией SAM и сформирован тест из блоков ситуативных педагогических задач методического характера. Таким образом, при проведении диагностики учителей параллельно с тестом SAM появляется возможность соотнести результаты учащихся и их преподавателей. Кроме того, исследование позволяет определить, какие педагогические действия учителя используют активно, а какие – минимально, что дает возможность выстраивать индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей.
Все участники сессии в своих выступлениях отметили существенный вклад компонентов READ в развитие инструментов семейства SAM и выразили желание продолжать сотрудничество с Программой.